13.06.2013
Принимаются антикризисные меры

10 июня в «Қазмедиа орталығы» состоится традиционный еженедельный брифинг Официального представителя Службе центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан Алтая Абибуллаева. В нем участвовал Министр финансов Казахстана Болат Жамишев, рассказавший о текущей финансовой ситуации в стране и антикризисных мерах Правительства. Посредством видеоконференцсвязи в нем приняли участие и журналисты региональных СМИ.

Выступая перед журналистами, министр финансов РК подчеркнул, что основой экономического прагматизма нации и в целом достижения целей по вхождению в число 30-ти наиболее преуспевающих стран мира является здоровая финансовая система Казахстана. Поэтому деятельность Министерства финансов, его структурных подразделений – налогового и таможенного комитетов сегодня является одной из обсуждаемых тем в обществе.

Болат Бидахметович рассказал о антикризисных мерах Правительства, приоритетах ведомства, принципах кредитно-финансовой и бюджетной политики и новшествах в таможенной и налоговой сферах.

Сегодня Главой государства в «Стратегии «Казахстан - 2050» обозначены новые ориентиры для Министерства финансов:

1. Одной из задач является либерализация налогового и систематизация таможенного администрирования, упрощение и минимизирование налоговой отчетности с поэтапным переходом хозяйственных субъектов на полный режим электронной отчетности.

По налоговому администрированию:

— в целях создания более благоприятных условий для среднего и малого бизнеса предусмотрено освобождение отдельных категорий индивидуальных предпринимателей от ведения бухгалтерского учета и установление порядка ведения ими налогового учета;

— для специальных налоговых режимов преду-смотрен переход с разрешительного характера на уведомительный;

— с 2014 года отчетный период для субъектов, использующих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, будет изменен на полугодие;

— с 2014 года для ИП СНР будет отменен расчет текущих платежей по имущественному и земельному налогу;

— отменен разовый талон;

— будет предусмотрен упрощенный порядок ликвидации для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— проведено сокращение форм налоговой отчетности на 30%.

По таможенному администрированию преду-смотрены следующие мероприятия:

1. Унификация предложений ставок таможенных пошлин для товаров, имеющих схожие характеристики и относящиеся к одной товарной группе.

Комитетом таможенного контроля направлены в МЭБП и НЭПК «Союз «Атамекен» предложения по унификации ставок ввозных таможенных пошлин по 15 товарным позициям, имеющих схожие характеристики и относящимся к одной товарной группе, а также по унификации ставок вывозных таможенных пошлин по 14 товарным позициям, имеющим схожие характеристики и относящимся к одной товарной группе.

2. Создание современной инфраструктуры таможенной службы.

По итогам проведенного анализа состояния, действующей инфраструктуры пунктов пропуска на границе, необходимо построить 5 пассажирских терминалов, реконструировать 5 пассажирских и 5 грузовых терминалов. Кроме того, требуется расширение и строительство подъездных дорог, мостов для перестроения транспортных средств до въезда на территорию пункта пропуска и после выезда из него, с учетом перспектив развития пунктов пропуска, строительство площадок для осмотра/досмотра, складов.

На автомобильных пунктах пропуска необходимо провести дооснащение оборудованием паспортного контроля, осмотра/досмотра багажа и ручной клади, транспортных средств, электронного учета автотранспортных средств, радиационного контроля, автоматического определения весовых параметров, видеонаблюдения, резервного электропитания, охранной сигнализации, сбора и утилизации биологических отходов, очистки и дезинфекции транспортных средств.

3. Упорядочение ввоза физическими лицами коммерческих грузов.

В целях упорядочения ввоза физическими лицами коммерческих партий товаров и стимуляции их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (юридических лиц), предполагается введение взимания налогового сбора при ввозе физическими лицами коммерческих партий товаров и приобретении ими указанных товаров у уполномоченных экономических операторов.

В настоящее время разрабатывается законопроект, которым предполагается внесение дополнений в Налоговый кодекс, КоАП в части введения указанного сбора, в т.ч. введения ответственности при его неуплате.

4. Упрощение таможенного администрирования через максимальное сокращение документов:

Комитетом разработана Концепция по переносу акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки товаров на этап после выпуска товаров в Республике Казахстан на оды, в соответствии с которой разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза, предусматривающих сокращение документов, представляемых при таможенной очистке товаров.

5. Совершенствование института уполномоченных экономических операторов:

Для совершенствования института уполномоченных экономических операторов (УЭО) предполагается введение обязанности представления УЭО дополнительной отчетности в отношении реализуемых товаров – реестра покупателей – юридических и физических лиц.

В этих целях разработан проект постановления Правительства РК «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РК от 3 ноября 2010 года № 1150 «О некоторых вопросах ведения учета и предоставления отчетности таможенному органу».

6. Передача функций по администрированию таможенных платежей и налогов от таможенных органов налоговым органам:

С 1 июля 2013 года Комитетом таможенного контроля будет осуществляться передача данных в Налоговый комитет по таможенным платежам и налогам с лицевых счетов участников ВЭД для дальнейшего обеспечения контроля полноты их поступления в бюджет, а также для использования полученных данных при проведении камерального контроля.

7. Внедрение электронного декларирования позволит таможенным органам перейти на безбумажные технологии. Сегодня наряду с предоставлением электронной копии декларации на товары обязательно предоставляются на бумажных носителях: декларация на товары, а также все документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары.

2. Создание комплексной системы государственного аудита на основе самого передового мирового опыта.

Основной задачей внешнего аудита будет контроль (оценка) за эффективным использованием национальных ресурсов (финансовых, природных, производственных, трудовых, информационных) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны. Тогда как миссией внутреннего аудита станет анализ достижения государственным органом прямых и конечных результатов, предусмотренных в стратегических и программных документах, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, в том числе исполнения закрепленных за ними функций, качества оказываемых услуг.

3. Проведение второй волны приватизации нестратегических объектов государственной собственности.

 Комитетом государственного имущества и приватизации была проведена ревизия 18456 государственных юридических лиц, что составило 100% от их общего количества подлежащих ревизии. Региональными комиссиями рассмотрены и представлены протокольные решения по 507,5 тысяч кв.м. излишних площадей.

 Из 507,5 тыс. кв.м. предложено 101,6 тыс. кв.м. для размещения государственных учреждений и предприятий, 111,9 тыс. кв.м. для передачи под социальные объекты и 294 тыс. кв.м. на приватизацию.

Рината Рустамова
По материалам минфина