11.07.2013
ПЕРСПЕКТИВА – 2050: ТРЕНДЫ НОВОГО МИРА И ШАНСЫ КАЗАХСТАНА

В докризисный год рейтинг глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report), который составляют аналитики Всемирного экономического форума, отводил России 62-е место, Украине – 78-е, а Казахстану – 56-е место из 125 стран. В последнем рейтинге ВЭФ конкурентоспособности стран Россия занимает 67-ю строчку, Украина оказалась на 73-м, а Казахстан – на 51-м месте из 144 стран. Согласно рейтингу стран по уровню жизни, в 2006 г. Россия располагалась на 65-м месте, Украина – на 77-м, а Казахстан занимал 79-ю строчку. В прошлом, 2012 г. картина уже выглядела следующим образом: в России и Украине уровень жизни поменялся незначительно – 66-е и 71-е места соответственно, зато Казахстан перескочил на 46-ю позицию в рейтинге.

И, наконец, в рейтинге государств по легкости ведения бизнеса (Doing Business) Всемирного банка в 2006 г. Россия располагалась на 97-м, Украина – на 132-м, а Казахстан – на 82-м месте. Динамика за прошедшие годы более чем показательна: в последнем рейтинге Doing Business – 2013: Казахстан занимает уже 49-е место, Россия – 112-е, а Украина – 137-е место из 185 возможных.

Совсем недавно Казахстан вооружился новыми долгосрочными стратегическими приоритетами, которые будут определять развитие страны уже до 2050 г. и послужат ориентирами для кратко- и среднесрочного планирования. Необходимость этих ориентиров объясняется новыми глобальными вызовами и возможностями, которые появились у государства, расположенного в наиболее динамично развивающемся регионе планеты. Позитивные результаты такого планирования налицо.

Долгосрочное планирование само по себе можно рассматривать как своего рода форсайт (т.е. «стратегия предвидения»). Ориентируя нацию на достижение стратегических целей, государство создает вектор согласованного движения, формирует направления для объединения усилий, и уже одно это становится источником конкурентного преимущества, что вновь подтверждают итоги проведенного Фондом исследования.

Таким образом, подтверждается необходи-мость планирования в долгосрочной перспективе, а здесь республика Казахстан имеет уникальный опыт, являясь мировым лидером в этой сфере. Курс на совершенствование системы государственного планирования и прогнозирования является принципиально верным. Экспертное сообщество высоко оценило и фактически подтвердило верность выбранной нашей Республикой долгосрочной стратегии развития.

 

ГЛАВА 4. МИРОПОРЯДОК И ЭНЕРГЕТИКА

Практически всех интересует вопрос, какая энергетика будет преобладать в мире
к 2050 г.? Экспертное сообщество отнюдь не однородно в своих представлениях о будущем раскладе в энергетической сфере. Так, примерно половина участников исследования сохраняют консерватизм в оценке энергетических перспектив, делая ставку на углеводородную и атомную энергетику. Наиболее значительная доля (больше трети) участников исследования считают, что будущее – за возобновляемыми альтернативными источниками энергии, которые позволят странам не только снизить энергозависимость от внешних поставщиков, но и в разы повысить уровень экологической безопасности в процессе производства энергии. И, наконец, часть респондентов настаивают на том, что невозможно выделить главную составляющую энергетической конфигурации мира даже через 40 лет. С одной стороны, присутствие в среднесрочной перспективе всех видов энергии – как старых, так и новых – неизбежно, поскольку никуда не исчезнет необходимость диверсифицировать энергетические ресурсы.

С проблемой глобальной энергетической модели тесно связан и вектор многих изменений в мире. Ответ на вопрос «Будет ли связано преодоление проблемы ограниченных природных ресурсов с установлением нового миропорядка?» резко поляризовал международное экспертное сообщество: участники исследования, ответившие «да» или «нет», разделились ровно пополам.

Респонденты, которые видят связь между новым миропорядком и решением проблемы ограниченных природных ресурсов, подразумевают прежде всего изменение баланса сил при снижении зависимости экономик от углеводородных ресурсов в силу возникновения доступных альтернативных источников энергии. В основном это эксперты из развивающихся стран, включая пост-СССР.

Однако другая половина участников проведенного Фондом опроса считают, что установление нового мирового порядка и преодоление проблемы дефицита природных ресурсов – это два независимых друг от друга процесса. Это респонденты, преимущественно, из развитого мира. По их мнению, человечество так или иначе будет справляться с дефицитом природных ресурсов при любом миропорядке. Более того, новый глобальный порядок вряд ли будет сильно отличаться от нынешнего.

Два эти «лагеря» сходятся в одном: снижение зависимости экономик от углеводородных ресурсов в силу возникновения доступных альтернативных источников энергии будет влиять на изменение баланса сил в геополитических раскладах.

Таким образом, вполне вероятно, что революции в энергетике до 2050 г. не произойдет, но мир эволюционно движется к отказу от импорта углеводорода из стран – производителей нефти и газа. Отказ (даже постепенный) от импорта углеводородов будет означать довольно серьезное изменение существующего миропорядка. Если страны – экспортеры нефти уже сегодня не задумаются о своих постсырьевых перспективах, то их могут ждать неприятные неожиданности в будущем.

Сейчас список Топ-20 рейтинга нефтедобывающих стран мира выглядит следующим образом: Саудовская Аравия, Россия, США, Иран, КНР, Канада, ОАЭ, Мексика, Кувейт, Ирак, Бразилия, Нигерия, Венесуэла, Европейский союз, Норвегия, Алжир, Ангола, Казахстан, Катар, Великобритания, Азербайджан (по убыванию).

Авторы доклада, оценивая перспективы стран-экспортеров при смене энергетического вектора, отмечают, что из стран, входящих в БРИКС, в наименее перспективном положении находится Россия, весьма зависимая от экспорта энергоносителей, а в наиболее выгодном – Китай. У России также есть свои конкурентные преимущества – например, образованное население и оставшаяся по наследству от СССР фундаментальная наука, но этими преимуществами еще надо правильно распорядиться.

Из постсоветских нефтедобывающих стран – Азербайджана и Казахстана – положение последнего выглядит явно предпочтительнее, при этом не только в этой маленькой группе. Основанием для такого вывода является крайне выгодное географическое положение страны, а также последовательная долгосрочная стратегия правительства, направленная на диверсификацию, индустриализацию и рост образовательного уровня населения.

При любых будущих «революциях» в мировом энергетическом балансе для стран развивающегося мира неизменным остается одно важнейшее обстоятельство: диверсификация экономики – необходимое условие выживания и процветания в меняющемся мире, а развитие альтернативной энергетики – безусловный ресурс и конкурентное преимущество в каждом из возможных раскладов. И сегодня это представляется вдвойне актуальным для стран, которые обладают собственными запасами углеводородного сырья.

Последовательная долгосрочная стратегия руководства Казахстана направлена на диверсификацию экономики, индустриализацию и рост образовательного уровня населения.

Президент нашей Республики прозорливо поставил задачу развития «зеленой энергетики», предложив создать международную организацию «Зеленый мост», а также начать реализацию проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы. Именно на это он ориентирует предстоящую выставку ЭКСПО-2017 в Астане. В столице будут представлены лучшие мировые достижения науки и техники. Это даст огромные преимущества нашей республике в будущем.

Диверсификация энергетической сферы станет надежной страховкой для экономики нашей страны, защитив ее от негативных последствий каких-либо возможных глобальных революций в энергетической сфере.  Согласно принято Стратегии-2050, к середине века в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления.

ГЛАВА 5. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СДВИГИ 2050

Для всех стран актуален ответ на вопрос, какие конкурентные преимущества государств станут определяющими в период перехода в свете ужесточающейся международной конкуренции. Представления участников исследования об этом таковы: доступ к новейшим технологиям и совершенство системы образования по-прежнему являются безусловными лидерами в списке факторов, определяющих конкурентоспособность нации.

Однако устойчивая «формула успеха» – передовые технологии плюс человеческий капитал – дополняется еще одной важнейшей, на взгляд мирового экспертного сообщества, переменной. В целом ее можно определить как «эффективность госуправления», т.к. речь идет о долгосрочном государственном планировании, сильной роли государства в поддержке конкуренции и ответственности национальных элит.

Необходимость долгосрочного государ-ственного планирования для обретения либо закрепления достойного места в глобальном технологическом процессе отметила почти треть экспертов. Более четверти опрошенных нами экспертов обращают внимание на системообразующую роль национальных элит.

Также около четверти респондентов отметили, что достижение технологического прорыва и развитие человеческого капитала невозможны без сильной роли государства, которое должно оказывать поддержку конкуренции, включая конкуренцию крупного бизнеса, помогать в создании инфраструктуры для успешного ведения бизнеса, вкладываться в развитие системы образования в стране и т.д.

Среди несколько менее важных, но также значимых факторов (их отмечает пятая часть участников опроса), способствующих росту конкурентоспособности государства в перспективе ближайших десятилетий, оказались «внутриполитическая стабильность» и «наличие значительных природно-сырьевых ресурсов».

Долгосрочное государственное планиро-вание оказалось в числе главных приоритетов у представителей всех стран, но наиболее важным этот фактор оказывается для экспертов из постсоветских стран. Здесь, по-видимому, сказывается одна из наших общих «родовых проблем»: родившись из советских республик, молодые государства изначально не располагали такими функциями, как стратегическое планирование или национальная политика, поскольку исторически эти функции находились в ведении политического центра, который исчез вместе с СССР. Большинство государств постсоветского пространства не обрело этих функций до сих пор, за редкими исключениями. Так, в настоящий момент экономика, которую можно назвать плановой, действует в Белоруссии, а единственное государство пост-СССР, которое имеет горизонт планирования до 2050 г., – это Казахстан.

Но наиболее разительными оказались расхождения во мнениях экспертного сообщества касательно ответственности национальных элит. Для экспертов из развитых стран этот фактор входит в Топ-5, для участников опроса из новых промышленных стран оказывается среди малозначимых (около 10%), зато для представителей постсоветских государств он выходит на первую, наиглавнейшую позицию.

Судьба государств в эпоху перемен в большой степени зависит от позиционирования правящей элиты. Достаточно вспомнить, что вихрь потрясений в Арабском мире в одах был во многом спровоцирован «кризисом элит». Элиты воспринимались как закрытые группы богатых, коррумпированных людей, «оторванных» от народа. Ни в Египте, ни в Ливии, ни в Сирии не существовало прозрачной и мирной (не революционной) системы обновления элит.

Ответственность национальных элит возрастает, новые глобальные вызовы требуют «власти лучших». Качество элиты оказывается непосредственной и важнейшей заботой государства.

Были также проанализированы ожидания участников исследования по поводу государств, которые сегодня имеют серьезное влияние в мире (например, входят в G20), но могут существенно проиграть во временном горизонте до 2050 г. Как выяснилось, среди «кандидатов на вылет» с большим отрывом лидируют США, за ними следует Франция, далее – Великобритания, Италия, Россия и Япония. Почти 15% голосов получил также Китай.

Участников исследования попросили назвать также государства – «темные лошадки», которые сегодня не входят в G20, но могут показать неожиданный и мощный успех во временном горизонте до 2050 г. Разброс экспертных мнений на этот счет оказался весьма значительным, поэтому в этот список попали только страны, получившие от 5% и более голосов.

В список топ-5 государств - кандидатов на успех в 2050 г, наряду с Ираном, Вьетнамом, Нигерией и Малайзией, мировым экспертным сообществом был назван также и Казахстан. Это - единственная из республик пост-СССР, которая оказалась в данном рейтинге.

Помимо них эксперты прочат большое будущее Пакистану, Польше, Колумбии, Венесуэле и Таиланду. Кроме Польши и Венесуэлы все представленные здесь страны находятся в Азии и Африке.

Андрей Галушка (Andrij Halushka), Великобритания, главный аналитик корпоративного и инвестиционного банка Credit Agricole: «Одна из таких «лошадок» – это Казахстан, который имеет относительно высококвалифицированную рабочую силу и богатые природные ресурсы, в том числе нефти и газа, которые как минимум в ближайшей перспективе останутся весьма востребованными».

Алексей Маслов, Россия, заведующий отделением востоковедения НИУ-ВШЭ: «Большая вероятность – «казахстанский ренессанс».

Константин Фрумкин, Россия, заместитель главного редактора журнала «Компания»: «Казахстан – еще не очень развитая страна, но с очень прогрессистской политической системой и ответственной элитой, которая действительно движет ее по пути реформ».

Не нужно абсолютизировать значение природных ресурсов или демографического потенциала. Так, нефтегазовые ресурсы не дали подобных преимуществ Туркменистану, который выбрал закрытую модель развития, и превратился в некое подобие Северной Кореи. А, например, серьезный демографический потенциал Узбекистана так и не сделал эту страну региональным лидером – и значительная часть трудоспособного населения этой страны сейчас работает за рубежом. Успех государства – это, прежде всего, следствие эффективности государственного управления. Именно поэтому Казахстан попадает в список будущих новых лидеров.

Ведомая Президентом наша страна выбрала верную «формулу успеха» и эффективности государства. Казахстан прочно и последовательно развивает и укрепляет именно стратегические, с точки зрения конкурентоспособности,  направления: государственные расходы на образование и здравоохранение не уменьшаются, а растут. Мы заложили основы социально-ориентированного общества в нашей республике. Нам удалось добиться заметного прогресса в деле улучшения здоровья нации. Для повышения эффективности сферы здравоохранения реформирована ее система организации, управления и финансирования. В частности, за последние пять лет материнская смертность снизилась почти в 3 раза, в полтора раза возросла рождаемость.

В стране претворяются в жизнь прорывные образовательные программы, Реализуется Государственная программа развития образования, нацеленная на кардинальную модернизацию всех уровней образования – от дошкольного до высшего. Ярким показателем  в этой сфере является то, что за последние 15 лет расходы на образование выросли в 9,5 раза.

В Казахстане действуют установка на привлечение мировых специалистов, курс на повышение профессионализма и эффективности госуправления. Принцип меритократии, то есть продвижения лучших кадров, признан государственным приоритетом и предполагает следующие шаги:

Создание высшего управленческого корпуса «А» – корпуса управленческой элиты Казахстана, куда на прозрачной конкурсной основе отбирать людей будет Национальная комиссия по кадровой политике.

Повсеместное введение конкурсных и тестовых процедур для назначения на вышестоящие должности, а также системы оценки деятельности государственных служащих, которая будет осуществляться на регулярной основе с участием экспертов и гражданского общества.

Введение институтов наставничества, стажировки, ротации и карьерного плани-рования, а также создание системы моральной мотивации и этического контроля госслужащих. Для этого в Казахстане вводится Кодекс Чести и антикоррупционного поведения государственных служащих.

Также в исследовании рассматривался вопрос об отношении религии и государства. Отвечая на вопрос «Какой тип государства, с вашей точки зрения, будет более эффективным в период перехода ?», буквально считанные эксперты (2%) сочли, что государства религиозного типа окажутся более эффективными. Большинство же участников опроса (60%) сделали однозначный выбор в пользу светского государства, которое несет значительно меньше ограничений для развития.

Важным аргументом в пользу секулярности является полинациональный и мультикультурный характер большинства стран, что также подразумевает преимущество многоконфессионального государственного уклада перед теократическим.

Показательно, что распределение ответов экспертов в зависимости от их принадлежности к тем или иным группам стран не выявило каких-либо принципиальных различий. Интеллектуальная элита развивающихся стран, среди которых много мусульманских государств и государств с сильным католическим влиянием, даже в большей степени настаивает на необходимости светских основ государственной власти, чем их коллеги из либерального мира.

Победа в глобальной конкуренции невозможна без интеграции в глобальный мир. Одно из условий развития – это мобильность трудовых ресурсов, тренд к размыванию мононациональных обществ будет усиливаться, а развитие двух противоположных процессов – унификации и национальной индивидуализации – будут протекать одновременно. Экономический успех нации не может быть скопирован. Могут быть поняты принципы экономического успеха. И только индивидуализированное применение общих принципов в новой национальной среде может привести к позитивным результатам.

Поэтому сегодня представляются тупиковыми решениями как полный отказ от духовных регуляторов в жизни общества, так и подмена религиозной идентичности конфессиональным диктатом. Иными словами, любого рода догматизм – как религиозный, так и секулярный – не сможет дать адекватный ответ вызовам времени.

Яркий современный антипример – это Турция, где исламизация страны вызвала массовые протесты широких слоев населения.

Важнейший вывод, который следует их глобальной экспертизы, это приоритет секулярного характера государства. Наша Республика и далее будет носить светский характер, при уважении прав всех конфессий. Кроме того, в стране проводится языковая политика, согласно которой наши дети должны активно изучать не только казахский, но также русский и английский языки. В нашей республике найдена «формула согласия», достигнут консенсус между общинами. Поэтому многонациональность - это ресурс, который стал нашим  конкурентным преимуществом.

Именно поэтому важнейшим аспектом Курса-2050 становится обеспечения равенства прав граждан, которое Президент обозначает как незыблемый приоритет в развитии нашей страны.

ГЛАВА 6. АЗИЯ-2050

К настоящему моменту в Азии сложился кластер крупных экономик, который уже стал одним из полюсов экономической мощи мира. В то же время многие из бурно растущих  сегодня азиатских экономик подходят к окончанию этапа догоняющего развития, что, как в случае с Японией, чревато серьезным замедлением темпов роста в дальнейшем. Кроме того, азиатский континент – это зона перманентных геополитических конфликтов и потрясений, окончания которым пока не предвидится.

Тем не менее, на вопрос «Сохранит ли Азия статус наиболее динамично развивающейся части света?» – подавляющее большинство экспертов отвечают утвердительно.
В следующие 50 лет этот статус будет только укрепляться. Тому, по мнению участников этого исследования, способствует целый ряд причин – от демографической базы с большой долей молодого населения и растущего уровня потребления до выгодного географического положения и мобилизующего характера национальной идентичности. Кроме того, ряд экспертов, оптимистично оценивая долгосрочные перспективы азиатского региона, делают акцент на «локомотивной» роли конкретных государств – чаще всего здесь упоминаются Китай, Индия, Япония и Южная Корея.

А это значит, что на мировой арене следует ожидать появления «новых азиатских тигров».

Отвечая на вопрос, какие ближневосточные и азиатские страны могут претендовать на роль «новых тигров», эксперты называют Турцию, Индонезию, Вьетнам, Иран и Казахстан.

В списке претендентов лидирует Турция, которую отметили больше половины участников этого международного исследования. В числе аргументов, которыми эксперты обосновывают свою точку зрения, назывались, прежде всего, близость к ЕС и доступ на европейский рынок, а также стабильное экономическое развитие, эффективная государственная политика в сферах образования и предпринимательства, а также культура толерантности по отношению к религиозным убеждениям. Правда, отойдя от последовательной политики в религиозном вопросе, Турция в настоящий момент поставила под вопрос и свою политическую стабильность.

Индонезия уже в течение ряда лет демонстрирует впечатляющие успехи и входит в G20. Вьетнам также в последние годы показывает стабильный экономический рост. Иран известен своими технологическими достижениями, но в список претендентов на роль «новых тигров» эксперты вносили его с оговорками в силу специфики политического режима этой страны и наличия неурегулированных вопросов в отношениях с Западом.

Казахстан – единственное из постсоветских государств, вошедшее, по оценке экспертов, в первую пятерку претендентов на статус «новых азиатских тигров». Весомыми основаниями для этого выбора стали эффективное государственное управление и планирование, рост образовательного уровня населения, динамичное развитие промышленности и банковского сектора вкупе с выгодным евразийским местоположением и богатыми природными ресурсами, а также курс на международную интеграцию.

Паоло Раймонди (Paolo Raimondi), Италия, экономист, автор статей в итальянской газете ItaliaOggi: «Казахстан. Эта страна смогла немедленно отреагировать на вызовы постсоветской системы и позиционировать себя на мировом рынке. Они немедленно стали использовать модернизированный опыт предыдущей системы в области государственного планирования. Одной из таких инноваций стало создание контролируемого государством фонда развития «Самрук Казына», который функционирует подобно рыночному инвестиционному фонду. Он свободен от прежних ограничений, но ориентируется на национальные интересы в области развития и модернизации».

Андрей Галушка (Andrij Halushka), Великобритания, главный аналитик корпоративного и инвестиционного банка Credit Agricole: «Казахстан, который имеет относительно высококвалифицированную рабочую силу и богатые природные ресурсы, в том числе нефти и газа, которые как минимум в ближайшей перспективе останутся весьма востребованными».

Лейла Пералта (Leila M. Peralta), Филиппины, специалист по управлению развитием в Азиатском банке развития: «Казахстан. Банковская система Казахстана быстро развивается, ее капитализация сегодня превышает 1 млрд долл. Согласно докладу МЭФ о глобальной конкурентоспособности, Казахстан занимает 72-е место в мире. В Казахстане также большие запасы фосфоритов. Одно из самых богатых месторождений – Чилисай – расположено на северо-западе Казахстана. Его объем – 800 млн т рудного минерала».

Д-р Рэймонд Колтер (Dr. Raymond Kolter), Китай, профессор международных отношений, мировой политики, международного права в Школе международных отношений и права Шанхайского университета международных исследований (SISU): «Казахстан. Энергопоставки, членство в ШОС, торговля с Китаем, стабильные отношения с Россией».

Участникам опроса также было предложено перечислить наиболее важные, с их точки зрения, факторы, за счет которых странам – «новым тиграм» удастся совершить прорыв. Наиболее важным фактором для «рывка» страны эксперты считают форсированное развитие образования и интеллектуальноемких производств. Об этом говорит почти половина участников опроса. Серьезнейшее внимание, с точки зрения экспертного сообщества, необходимо уделить стратегическому долгосрочному планированию – этот фактор отметили более 40% участников опроса.

Весомым преимуществом более трети респондентов считают такой объективный фактор, как выгодное географическое положение страны относительно центров мирового производства и потребления. Как уже говорилось выше, это качество присуще Турции, Индонезии, Вьетнаму, Ирану и Казахстану, т.е. странам, возглавившим в исследовании список претендентов на роль «новых тигров».

Почти 30% участников исследования уверены, что одним из необходимых условий для быстрого роста и повышения статуса страны на мировой арене является сильная государственная власть. Участие государства необходимо в инфраструктурных проектах и в проектах, направленных на развитие человеческих ресурсов; сильная государственная власть способна создавать долгосрочные стратегии национального развития и гарантировать защиту инвестиций.

Лауренцо Сантьяго (Laurenzo Santyago), Португалия, заместитель директора Международного научно-исследовательского центр безопасности: «Казахстан. Согласованная и скоординированная экономическая политика с четким государственным руководством и сильным национальным лидерством».

Томми Колферд (Tommy Kolferd), США, заслуженный профессор в области международной политики Университета Огайо: «Казахстан. Хорошие результаты государственного планирования и геополитическое положение, природные ресурсы».

Саймон Сундарай-Кеун (Simon Sundaraj-keun), Малайзия, независимый консультант по вопросам геополитики и культуры: «Казахстан. Нация наращивает численность своего образованного населения, инвестируя доходы от сырьевого экспорта. Это торговый узел для товаров, поступающих из Центральной Азии и Китая в Россию и на европейские рынки».

Итак, в перспективе до 2050 г. Азия, по всей видимости, будет оставаться самой бурно развивающейся частью Света. Кроме того, появление в геополитических раскладах «новых азиатских тигров» станет важным событием не только для самих стран-чемпионов: каждый новый «прорыв» может менять баланс сил в сторону развивающегося мира.

Продолжающийся «Восход Азии» создает уникальные условия для Казахстана, который, благодаря своему положению, а также своей правильно выбранной стратегии развития, может стать общепризнанным лидером Центрально азиатского региона.

Казахстан избавился от управленческих традиций административно-командной системы и создал современный и эффективный корпус управленцев. Созданная нами система отбора и продвижения кадров, в которой все граждане обладают равными правами и шансами, обеспечила достаточно высокий уровень профессионализма и прозрачность деятельности государственного аппарата.

В результате за 15 лет объем национальной экономики вырос с 1,7 триллиона тенге в 1997 году до 28 триллионов тенге в 2011 году. ВВП страны возрос более чем в 16 раз. С 1999 года ежегодный прирост ВВП Казахстана составил 7,6% и обогнал передовые развивающиеся страны. ВВП на душу населения вырос более чем в 7 раз – с 1 500 долларов США в 1998 году до 12 тысяч долларов США в 2012 году. Казахстан стал лидером в СНГ по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения. Мы добились роста внешней торговли в 12 раз, а объемов производства промышленной продукции - в 20 раз. Реализуемая в стране программа форсированного индустриального развития  уже дает свои плоды.

В Казахстане последовательно проводится курс на развитие доступного и качественного образования. Реализация программы «Балапан» позволила нам увеличить охват детей дошкольным образованием до 65,4%. Введена обязательная предшкольная подготовка, сегодня ею охвачено 94,7% дошкольников. В 1993 году была принята уникальная программа «Болашак», благодаря которой 8 тысяч талантливых молодых людей получили блестящее образование в лучших университетах мира. В Астане создан современный научно-исследовательский университет, работающий по международным стандартам.

Казахстан в очередной раз продемонстрировал, что работает «на опережение», верно определяя формулу успеха и предугадывая мировые тренды.

ГЛАВА 7. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ВЗРЫВА

События последних лет опять ставят вопрос об эффективности ныне действующей системы урегулирования военных и политических конфликтов. Поэтому в ходе исследования экспертам был задан вопрос: «Эффективны ли меры, применяемые сегодня ООН, США и НАТО к проблемным, по их мнению, странам?» Подавляющее большинство участников опроса эффективными их не считает. В объяснение своей позиции эксперты приводили аргументы, которые сводятся в итоге к двум основным тезисам: «негодные цели» или «негодные средства».

Под «негодными целями» большинством экспертов подразумевалась зависимость политики ООН от интересов США и НАТО, которые слабо коррелируют как с декларируемыми целями предпринимаемых мер, так и с реальными интересами стран – объектов этих действий. А в плане «негодных средств», большинство участников опроса имели в виду неэффективность в качестве «стабилизирующих мер» вооруженных вторжений и вообще любых действий, совершаемых с позиции силы и без учета местной специфики. Это зачастую приводит к обратному эффекту – усугублению уже существующих проблем либо возникновению новых.

Существует ли вообще принципиальная возможность преодолевать конфликты, в том числе и «цивилизационные», в современном мире? Представления глобальной интеллектуальной элиты о том, какие первоочередные меры следует применять мировому сообществу в отношении стран, переживающих острый внутренний конфликт, таковы: главный лейтмотив ответов заключен в известной формуле «переговоры и компромиссы». Чуть больше 40% экспертов отметили, что для поиска компромиссных решений необходимо организовывать совместные комиссии из представителей ООН и национальных правительств. Примерно столько же (почти 40%) участников этого исследования обратили внимание на необходимость посредничества стран и государственных деятелей, придерживающихся политики нейтралитета и мирного урегулирования конфликтов. Впрочем, сюда еще стоит прибавить часть экспертов, которые особо отметили целесообразность посредничества именно авторитетных политиков мирового масштаба.

Таким образом, очевидно, что механизм миротворчества нуждается в перестройке. Востребованы страны и политики - посредники. Эксперты в пессимизме по поводу конкретных субъектов, но  вырисовывается «портрет» тех стран, которые могли бы стать успешными в этой роли. Поскольку речь идет чаще всего о конфликтах, связанных с исламской цивилизацией, в которой нет ни единого религиозного центра, ни страны – признанного цивилизационного лидера, то на данном этапе весьма продуктивной идеей может стать посредничество культурно близких стран, придерживающихся политики нейтралитета. Здесь неприменимы любого типа «конвейерные» технологии урегулирования, зато добрая воля страны, обладающей эксклюзивным позитивным опытом в области разрешения внутрицивилизационного конфликта, может реально сыграть роль инструмента сдерживания.

Участники международного исследования, проведенного Фондом «Поскризисный мир», также ответили вопрос о том, какие принципы миротворчества в новую эпоху можно считать эффективными. Больше половины экспертов главным лекарством против роста эскалационных угроз считают форсированное движение к преодолению бедности. Порядка трети участников исследования считают, что миру необходим всеобщий отказ от насилия как инструмента решения проблем. Такая же доля респондентов считает, что принципы современного миротворчества должны базироваться на безусловном признании культурных ценностей тех стран, где для разрешения острого внутреннего или внешнего конфликта требуется вмешательство международных сил.

Ряд экспертов предлагали другие возможные меры и принципы, способствующие осуществлению миротворческих миссий. Их объединяет гуманитарный подход к проблеме, предполагающий, по сути, постепенное выравнивание возможностей для развития различных народов и стран. Это вполне коррелирует с темой преодоления бедности.

Существование оружия массового уничтожения пока что успешно удерживает человечество от новой мировой войны, но в то же время эти опаснейшие технологии все больше «расползаются» по планете, несмотря на все усилия МАГАТЭ, ООН и стран «ядерного клуба». Речь идет не только о ряде стран, стремящихся создать его (или уже втайне создавших), но и об усилиях частных лиц и организаций. Поэтому очевидно, что механизм международного контроля над созданием и распространением ОМП также нуждается в радикальном усовершенствовании.

Здесь стоит напомнить, что Республика Казахстан является пионером в отказе от оружия массового поражения - отказ от ядерных арсеналов был одним из первых шагов молодого государства.

ГЛАВА 8. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

История последних трех десятилетий после распада СССР в 1991 г. дает примеры ярких лидеров различных стран в различных регионах. Кто из них способствовал развитию своей страны, кто стал причиной утраты страной прежних позиций, а кто вообще не оказал заметного влияния на ход отечественной истории?

Итак, в Топ-5 среди тех лидеров, кто явно способствовал успеху и развитию своей страны, вошли действующий премьер-министр Германии Ангела Меркель, экс-глава Китая Ху Цзиньтао, президент РФ Владимир Путин, ушедший недавно президент Венесуэлы Уго Чавес и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Весьма высоки позиции в рейтинге «успешных лидеров» у главы Бразилии Дилмы Русеф и президента Сингапура Тан Кен Яма.

Примечательно, что следом за безусловным лидером – Ангелой Меркель – все остальные позиции в первой десятке списка оказываются за руководителями государств из развивающегося мира.

Среди политиков, которые стали причиной утраты страной прежних позиций, лидирует бывший президент США Джордж Буш-младший. Высокие места в рейтинге «антилидеров» занимают изгои арабской весны: почивший «лев Дамаска» Хафез Асад, убитый ливийский лидер Муамар Кадаффи и вышедший недавно на свободу экс-глава Египта Хосни Мубарак. Замыкает пятерку бывший итальянский премьер Сильвио Берлускони.

Среди политических лидеров, которые не оказали существенного влияния на развитие своей страны, лидируют бывший президент Франции Николя Саркози и кубинский лидер Рауль Кастро.

На нашем родном постсоветском пространстве явным аутсайдером выступает Виктор Ющенко, в весьма противоречивом свете предстает фигура Александра Лукашенко, и крайне неубедительно выглядят заслуги Сапармурада Ниязова. Высокий «рейтинг успешности» Владимира Путина разбавлен изрядной «ложкой дегтя»: в совокупности четверть опрошенных оценивает его роль в истории страны как отрицательную либо несущественную. Неоспоримые лавры, по мнению авторов доклада, достаются только Нурсултану Назарбаеву.

Президент Казахстана фактически получил лучшую оценку среди политиков-лидеров государств на постсоветском пространстве. И это более чем оправдано. Во второй половине ХХ века человечество пережило феноменальный, не имевший аналогов в истории экономический рост. Десятилетия экономического роста сформировали соответствующую политическую культуру. В эту эпоху длительного повышательного тренда развития сформировался запрос на политиков и государственных руководителей сугубо менеджерского плана. Когда весь мир развивался, востребованы были, прежде всего, грамотные управленцы, способные правильно вести свои государства в рамках всеобщего повышательного тренда. Однако в неспокойные времена всегда возникал спрос на лидеров другого типа, таких как Махатма Ганди, Иосиф Сталин, Де Голль, Ли Куан Ю, способных не идти в рамках тренда, а, наоборот, ломать неблагоприятные тренды.

А сейчас мир вошел в длительную стадию кризисов, неопределенности, метаний, неуверенности и конфликтов. Долгосрочного повышательного мирового тренда нет. Следовательно, будет запрос на лидеров другого типа – идеологов нации, указывающих дальнейший путь развития страны.

Для молодых стран постсоветского пространства «спокойных времен», по сути, не было. Миссия Нурсултана Назарбаева всегда выходила далеко за рамки «государственного менеджмента» и наиболее полно отражена в заслуженном звании Отца нации. Назарбаев – тот тип лидерства, который характерен для боевых эпох, и наиболее соответствует духу наступающего времени. Назарбаев успешно провел страну сквозь три больших кризиса международного плана, – развал СССР, Азиатский кризис 1998 и Мировой кризис 2008-2009 – сохранив межнациональный мир и построив успешное государство. А сегодня он определяет новые горизонты для нашей страны, которые обеспечат Казахстану прорыв в «первый мир».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В кардинально меняющемся мире наиболее адекватным решением представляется выбор модели развития, предполагающей максимальную открытость любым изменениям.

Выбор «открытой модели развития» предполагает, в частности, актуализацию идеологии прагматизма. Государству необходима гибкая адаптивность к изменениям во внешнем мире и быстрота реагирования, что подразумевает принятие оптимальных управленческих решений в каждой точке развития сообразно обстоятельствам. Долгосрочными ориентирами служат стратегические цели, а прогресс обеспечивается в областях, развитие которых предсказуемо.

Другим следствием открытой модели развития является однозначный выбор в пользу секулярного характера государства, которое несет в себе значительно меньше ограничений для изменений и развития, нежели теократический режим.

Ключевое значение приобретает нахождение баланса между интеграцией в глобальный мир и сохранением национальной идентичности, а также работающей модели межэтнического и межконфессионального единства и согласия. В парадигме «открытой модели» развития это может стать конкурентным преимуществом с вполне счетным экономическим эффектом. Залог успеха – это технологии и знания, а носители необходимых знаний, умений и навыков – это люди. Учитывая растущую глобальную трудовую мобильность, можно ожидать появления «силиконовых долин», и эти люди будут «перетекать» туда, где им более комфортно жить и работать. Тот, кто создаст условия, позволяющие комфортно сосуществовать людям разных национальностей и культурных предпочтений, сможет рассчитывать на лучшие кадры.

Второе дыхание в «открытой модели» развития получает и тема меритократии. Сменяемость элит на основе выбора наиболее конкурентоспособных гарантирует постоянное следование за новыми трендами и требованиями времени. Особенно актуально внедрение принципа меритократии для рекрутирования политических элит в постсоветских странах, где не успели сформироваться «поколенческие» институты взращивания управленцев всех мастей.

Будущее мира будет связано с формированием региональных экономических кластеров – новых центров силы. Сегодня оптимальная модель внешней политики страны предполагает сочетание двух, на первых взгляд, малосовместимых приоритетов: максимальная многовекторность и региональная интеграция с ближайшими соседями. Те страны и лидеры, которые сумеют в полной мере реализовать эту модель, станут, помимо прочего, и оптимальными кандидатами на роль посредников-миротворцев в предотвращении и урегулировании межгосударственных конфликтов.

Именно такую – открытую модель развития предложил Казахстану наш Президент в Стратегии-2050. В Послании народу Казахстана дана идеологическая платформа нового типа, соответствующая наступившей переходной эпохе. Поставлена амбициозная стратегическая цель с четким, однозначным критерием успеха или неуспеха: Казахстану надлежит войти в число тридцати государств-лидеров. Поставлена национальная сверхзадача ускоренного развития страны. Сегодня никто не возьмется предсказать, каким будет состав G30 в 2050 году, но каков бы ни был состав «тридцатки», Казахстан должен быть в числе передовых государств мира.

Важнейшим моментом является то, что в отсутствии идеальных образцов, Глава государства не ограничивает путь к цели рамками какой-либо формальной модели государственного устройства. Задается только общий принцип: все действия должны служить поставленной цели – войти в «тридцатку лучших». Модель Государства будущего будет создана в ходе ускоренного развития, в ходе участия в мировой конкуренции, в ходе развития собственных государственных достижений казахстанской модели.

Нурсултан Назарбаев предложил государственную идеологию, в основе которой лежит открытая модель развития, свободная от всевозможных «- измов» и догм. Такая идеология наиболее адекватна наступившей эпохе перемен. Не навязывается жесткая схема будущего, зато ставится четкая цель развития Нации. Такая открытая модель развития государства будет характерна для переходной эпохи ХХI века.

А Прагматизм стал путеводной государственной философией, ставя во главу угла  высокую эффективность и адаптивность при достижении нужных результатов на пути к поставленной цели. Прагматизм – это развитие уже созданных государственных «заделов» Казахстана (мир народов, долгосрочное госпланирование, многовекторная внешняя политика и Евразийская интеграция) с учетом мировых вызовов и новой мировой практики управления.

Также авторы доклада акцентируют внимание на роли Казахстана на постсоветском пространстве.

Казахстан – единственное из постсоветских государств, вошедшее в первую пятерку претендентов на статус «новых азиатских тигров» и в список государств, которые сегодня не состоят в клубе G20, но могут показать неожиданный и мощный успех во временном горизонте до 2050 г.

Кроме того, это единственная страна не из числа крупнейших экономик, которая вошла в топ-лист государств с наиболее интересным опытом стратегического планирования.

Все это свидетельствует еще об одном геополитическом процессе: о формировании полюсов силы в одном отдельно взятом регионе. В данном случае речь идет о регионе, занимающем 1/6 часть суши, – пространстве пост-СССР.

Предпосылки этого процесса были зафиксированы первым международным исследованием, проведенным фондом «Посткризисный мир» более четырех лет назад. Тогда, в разгар экономического кризиса, очертились контуры новой конфигурации пространства пост-СССР, где помимо Москвы появилось еще два центра притяжения, субрегионального влияния и конкуренции – Киев и Астана. Три крупнейших экономики региона демонстрировали три разных модели развития.

И тогда, и сейчас Россия и Казахстан воспринимались как более успешные страны, косвенным подтверждением чему могут быть высокие «рейтинги достижений» у глав этих двух государств. Но с тех пор позиции Украины ослабли, а Казахстана – явно усилились, притом не только в глазах международного экспертного пула, но и в знаковых международных рейтингах.

А это значит, что фактически оформился новый полюс на пространстве бывшего СССР – полюс с экономической мощью и геополитическими амбициями, выходящими за национальные рамки.

Сегодня Казахстан является активным участником евразийской интеграции на постсоветском пространстве и при этом воспринимается как один из вероятных центров прорывного развития в Большой Азии. В качестве «нового тигра» Казахстан может стать локомотивом развития для центральноазиатских стран.