02.11.2012
Процедура госрегистрации актов маслихата

Об обязательной процедуре государственной регистрации нормативно-правовых актов и решений маслихатов в органах юстиции, согласно которым в дальнейшем ведется работа на местном уровне рассказала Галина Суханова, заместитель начальника департамента юстиции по ЗКО.

Об обязательной процедуре государственной регистрации нормативно-правовых актов и решений маслихатов в органах юстиции, согласно которым в дальнейшем ведется работа на местном уровне рассказала Галина Суханова, заместитель начальника департамента юстиции по ЗКО.

Значимость и актуальность вопроса системы МСУ обусловлена прежде всего тем, что посредством актов обеспечивается практическая реализация конституционных прав и свобод граждан. В связи с этим, от качества нормативных правовых актов зависит авторитет и доверие населения к власти.
Факт государственной реги-страции является и необходимым условием для вступления нормативных правовых актов в силу, а отсутствие таковой - достаточным основанием для суда, чтобы признать не прошедший государственную регистрацию акт – недействительным.
В настоящее время процедуры подготовки, оформления и согласования проектов актов регламентируются.
Законом РК «О нормативных правовых актах», Правилами оформления и согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РК от 16 августа 2006 года №773.
В соответствии со статьей 38 указанного Закона, государственной регистрации в органах юстиции подлежат нормативные правовые акты центральных государственных органов, нормативные постановления Центральной избирательной комиссии, а также маслихатов, акиматов и акимов, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан независимо от срока их действия (постоянные или временные).
Акты представляются в органы юстиции в течение двух недель со дня их утверждения первым руководителем соответствующего местного органа в печатном и электронном виде, заверенные гербовой печатью, в четырех экземплярах, включая подлинники (оригинальные тексты) на государственном и русском языках.
На сегодня, поскольку функции по государственной регистрации актов города, районов и сельских округов переданы в ведение Департаментов юстиции областей, нормативные правовые акты направляются посредством Интернет ресурсов в Департамент юстиции Западно-Казахстанской области и одновременно представляются на бумажном носителе.
Вышеуказанные правовые акты в достаточно четкой степени прописывают порядок и последовательность процедур разработки и согласования проектов с нормативных правовых актов, что должно, в принципе, свети до минимума количество противоречащих законодательству разрабатываемых проектов.
Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что акт, принятый с нарушением порядка, установленного действующим законодательством, отнюдь - не редкость.
Приведу следующую статистику: за 2011 и 2012 годы в органы юстиции на госрегистрацию поступило 190 актов маслихата всех уровней. В государственной регистрации 16 актов было отказано. Здесь надо признать латентность данных цифр, поскольку, как знают сами местные представительные органы, практически каждый нормативный правовой акт дорабатывается ими так скажем, в «рабочем порядке», в рамках обеспечения тесного взаимодействия.
Основаниями отказов являются несоответствие актам вышестоящего уровня, путаница с компетенциями, несоблюдение нормотворцами элементарных правил госрегистрации и юридической техники. Органами юстиции было внесено в маслихаты представлении об устранении нарушении закона в отношении 112 незаконных НПА.
Следует отметить, что в юридических службах местных органов государственного управления существует качественная потребность в лицах, непосредственно ответственных за подготовку и направление нормативных правовых актов на государственную регистрацию, а также количественная потребность в свете возросшего объема количества принимаемых нормативных правовых актов и изменения действуюещго законодательства.
В целях повышения профессионального уровня по вопросам государственной регистрации местным госорганам предлагается направлять в Департамент юстиции специалистов по правовым вопросам для прохождения стажировки.
Обеспечение законности принимаемых органами государственной власти нормативных актов неразрывно связано и с изучением их проектов на предмет наличия коррупциогенных факторов, как мерой профилактики коррупционных проявлений.
С 1 января 2011 года введены в действие нормы Закона РК «О нормативных правовых актах» об обязательном проведении научной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.