04.12.2012
Диалог депутатов

На прошлой неделе депутаты Уральского городского маслихата встретились с сенатором Ербулатом Мукаевым, который в эти дни находился с рабочей поездкой в регионе. Он рассказал о законотворческой работе Сената Парламента РК за прошедший период, остановился на важных государственных документах, претерпевших изменения и дополнения, и ответил на вопросы своих коллег по маслихату.

На прошлой неделе депутаты Уральского городского маслихата встретились с сенатором Ербулатом Мукаевым, который в эти дни находился с рабочей поездкой в регионе. Он рассказал о законотворческой работе Сената Парламента РК за прошедший период, остановился на важных государственных документах, претерпевших изменения и дополнения, и ответил на вопросы своих коллег по маслихату.
Главным документом, имеющим основополагающее значение для регионов, это, конечно же, Бюджет Республики на оды. Депутаты Парламента тщательным образом изучили возможности министерств и ведомств, учли все необходимые нюансы и постарались
отразить их в главном финансовом документе страны. 40% бюджетных средств направлено на социальную сферу. При составлении расходной части бюджета парламентарии придерживались заданий, которые поставил перед ними Глава государства. А он требует планирование расходов так, чтобы как можно меньше затрагивать средства Национального фонда. Случившийся в мире финансовый кризис показал правильность принятого решения о создании стабилизационного Нацфонда. Когда другие страны потерпели крах и испытали экономические трудности, Казахстан не только удержался на плаву, но и смог реализовать государственные программы, по развитию экономики. И это, благодаря резервным средствам, аккумулированных в Нацфонде. В последние годы Правительство не раз пускало в оборот собранные деньги, поэтому наступила пора пополнить запас на «черный день». Исходя из этих фактов, в 2013 году запланировано использовать всего 1 млрд. 300 млн. тенге из Нацфонда. Основной доход должны дать предприятия, которые были построены, запущены и модернизированы за счет средств Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. В каждом министерстве сформированы пулы, в него вошли объекты по водо-, газо-, энергоснабжению и другие хозяйственные сферы и на них заложены средства из бюджета страны. Для развития регионов должны давать доход местные предприятия, пополняя местный бюджет и казну республики. Согласно расчетам на Западно-Казахстанскую область заложены неплохие средства, которые позволят региону развиваться.
Ербулат Рахметович также рассказал о своих предложенных проектах, которые были приняты коллегами и министрами в работу. По его словам, он лично участвовал в разработке законопроекта «О госслужбе», вступление в действие которого ожидается с нового года. Представитель западноказахстанцев предложил запретить подбор кадров по родственным связям и принципам землячества. В последние годы в стране часто наблюдается такая картина, что с приходом нового руководителя меняется кадровый состав госучреждения. Таким образом, в госорганы попадают люди некомпетентные, без соответствующих знаний и навыков работы, заменяя специалистов, имеющих наработанный практический опыт госслужбы. Все эти перестановки и переустройства влекут за собой волокиту, создают почву для коррупции и подрывают авторитет госорганов. Е.Мукаев также предложил при отборе кадров уделять внимание молодым специалистам, имеющим хорошие базовые знания, владеющим языками. Госслужащим, работающим над усовершенствованием своего образования, целеустремленным и желающим получать новые знания, при оплате труда ввести надбавку за эти качества. Если молодой специалист занимается самообразованием, улучшением своей профессиональной деятельности, использует полученные знания на практике, надо ему платить больше чем другим и помогать в карьерном росте. Это станет стимулом для совершенствования государственной службы, и повысит роль и авторитет государства перед населением, ведь граждане именно по госслужащим судят об отношении к ним государства.
Тесно работал Ербулат Рахметович с компаниями сферы гражданской авиации по вопросам соблюдения и контролирования безопасности полетов. В международной практике введена система распределения авиакомпании по категориям по видам безопасности. Наивысшим классом безопасности является категория «зеленого коридора». Среди них казахстанских компаний нет. Из всех авиакомпании Казахстана только «Эйр Астана» относится к «коричневому коридору», а остальные все в «черном». Это говорит о том, что казахстанским пассажирам не гарантирована безопасность в полете. Е.Мукаев выяснил, почему сложилась такая ситуация. В первую очередь из-за низкой заработной платы авиаторов и техперсонала. Они не хотят брать на себя ответственность за безопасность пассажиров, поэтому не подписывают документы, не работают над созданием безопасных условий полетов. У них нет стимула для этого. Свою зарплату они получат в любом случае. Также, как и на многих предприятиях, сотрудники авиакомпании, достигшие пенсионного возраста, не хотят дальше продолжать деятельность. Поэтому на качество авиаперевозок сказывается и фактор отсутствия профессиональных кадров, нет стимулов для повышения квалификации. Благодаря содействию сенатора Е.Мукаева, удалось добиться повышения заработной платы летчикам, бортинженерам, техперсоналу. Продолжение трудовой деятельности пенсионерами, передача опыта работы начинающим коллегам, воспитание кадров стали привлекательными для опытных специалистов. Надеемся, в скором времени казахстанцы смогут спокойно летать на самолетах и безопасность им будет гарантирована.
Вопрос завершения строительства международной трассы «Саратов-Уральск» набил оскомину на зубах у местных и республиканских госорганов. С 2005 года начаты работы и никак они не завершатся. В прошлом году при активном содействии сенаторов и мажилисменов удалось добиться выделения средств из казны страны. И вроде дело сдвинулось с мертвой точки. Только радовались недолго! Тендер выиграли не уральские строительные компании, а из другого региона, которая затянула все сроки, выполняли ремонт кое-как, так и не завершив его. В бюджет 2013 года заложено 1 млрд. 822 миллиона тенге на последний этап трассы. Из них 400 миллионов – уже есть. Е.Мукаев выразил надежду, что на этот раз смогут победить в тендере уральцы и достойно доведут ремонт дороги до Саратова. Завершения работ ждут многие населенные пункты Западно-Казахстанской области, расположенных вдоль трассы. Это жители Зеленовского, Таскалинского, Акжайыкского районов, которые страдают от бездорожья годами.
Еще один вопрос, над которым работает сенатор, завершение строительных работ Кирово-Чижинского канала. По настоянию парламентариев-западноказахстанцев еще в 2011 году были продолжены работы по строительству канала, начатого еще в советский период и заброшенного по известным обстоятельствам в связи с распадом СССР. За работу взялась устькаменогорская компания «Подводстрой». Однако при посещении объекта Ербулат Мукаев не был удовлетворен качеством работ. В 2012 году он поднял этот вопрос перед Правительством, которое снова объявило тендер. Во время последнего посещения канала, 28 июня, работы еще не были начаты. Только к концу лета уральская компания «Запводстрой» занялась продолжением строительства. На этот объект было выделено 600 миллионов тенге, из них освоено пока 142.
Строительство Кирово-Чижинского канала позволит улучшить гидрологическое состояние земель Западно-Казахстанской области. Сегодня наша область относится к территории с нарушенным подземным стоком, в результате и появились трудности с подземной водой и проблемы у сельских производителей. Развитие агропромышленного комплекса и села область получит, только благодаря этому каналу.
Сейчас Е.Мукаев пробивает интерес западноказахстанцев в вопросе строительства транзитного коридора Восточная Европа – Ближний Восток, который выгоднее провести через территорию нашей области. В министерство он даже представил карту, как должна пройти дорога с наименьшими затратами бюджетных средств. По мнению депутата, есть вариант у актюбинцев, но для нас он не выгоден. Основным аргументом в своих притязаниях Ербулат Рахметович использует фактор удачного расположения территории нашей области по отношению к международным трассам российских регионов. Есть дорога от Украины до Волгограда, а это почти Жаныбек. Не хватает только 220 км до Жангалы. Далее уже имеется выход на Актобе. Он также предлагает соединить дорогу с трассой «Бенеу-Актау» и «Актобе-Уральск». Это даст еще один плюс к международной трассе, соединяющую Европу с Востоком. Свои выкладки и предложения сенатор представил в Правительство, в Министерство коммуникации, обосновав не только защитой интересов жителей своего региона, но и всего Западного Казахстана, так как всего по его проекту предполагается строительство 700 км автодороги. Прохождение международной трассы по территории ЗКО позволит поднять уровень жизни и благосостояния граждан, так как это влечет дополнительное строительство инфраструктуры, социальных объектов, появление сервисных предприятий, и соответственно, создание новых рабочих мест для сельских жителей, и появится у этих районов привлекательность для проживания.
Материалы подготовила Сауле ЗАГИДУЛИНА